ВСЕ О ЗДОРОВЬЕ ПЕЧЕНИ
Назад к статьям

Антинутриенты в продуктах:
как влияют на развитие НАЖБП

Антинутриенты — друзья или враги? Этим вопросом учёные задаются на протяжении последних десятилетий. Одни указывают на их негативные эффекты, другие отмечают преимущества для здоровья.

Разберёмся, что относят к этим веществам и как они могут повлиять на развитие неалкогольной жировой болезни печени.

Что такое антинутриенты

Нутриенты, или питательные вещества — биологические активные соединения, которые необходимы для роста, развития и жизнедеятельности организма. К нутриентам относят белки, жиры, углеводы, а также витамины и минералы1.

В качестве их противоположности выделяют антинутриенты, или антипитательные вещества. Такие соединения мешают организму усваивать ключевые питательные вещества2.

Неизвестно, сколько питательных веществ в нашем рационе не усваивается из-за антинутриентов. Исследование 2009 года показало, что жители разных стран в день употребляют неодинаковое количество антипитательных соединений. На среднее значение влияют особенности национальной кухни, диетические привычки, пол и возраст человека. Эффекты антипитательных веществ также зависят от особенностей организма ― усвоения в желудочно-кишечном тракте и метаболизма3.

Предпосылки для развития заболевания

Негативные эффекты антипитательных веществ снижаются во время кулинарной обработки. Несмотря на то, что антинутриенты могут быть устойчивыми к перевариванию в ЖКТ (желудочно-кишечный тракт), они удаляются или становятся неактивными после замачивания, кипячения или приготовления продуктов на пару. Но некоторые способы приготовления, например обжарка, могут увеличить количество таких соединений в готовом блюде2.

Учёные отмечают, что растения, содержащие антипитательные вещества, также содержат ценные питательные соединения4. Кроме того, человек редко употребляет антипитательные вещества в изолированном виде. Нутриенты, которые также есть в еде, противодействуют их негативным эффектам2.

Систематический обзор 2023 года, опубликованный в Frontiers in Nutrition, показал, что некоторые антипитательные вещества могут принести пользу здоровью. Считается, что они снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний, обладают противоопухолевой активностью, борются с окислительным стрессом и уменьшают воспаление. Специалисты предполагают, что умеренное употребление таких соединений может помочь регулировать важные физиологические и метаболические процессы5.

Селекционеры планируют выращивать растения, которые будут содержать минимальное количество вредных антипитательных соединений6.

Эффекты и источники антинутриентов

1. Лектины

Лектины — это семейство связанных с углеводами белков, которые встречаются почти во всех организмах, включая растения, животных и микроорганизмы. Из-за того что лектины способны связываться с углеводами, они участвуют в распознавании клеток, развитии тканей и защите организма2,7.

Хорошими источниками таких соединений являются бобовые, особенно горох и фасоль. Также они содержатся в помидорах, картофеле, болгарском перце и зерновых культурах8.

В чрезмерных количествах лектины могут привести к неблагоприятным последствиям для здоровья. Исследования на животных показали, что эти вещества могут нарушать целостность слизистой оболочки кишечника и негативно влиять на кишечную микрофлору2,9.

2. Оксалаты

Оксалаты — это соли и эфиры оксалевой (щавелевой) кислоты, которые в небольших количествах образуются как у растений, так и у животных2.

Оксалаты содержатся в овощах, зерновых, бобовых, орехах и семенах. Наибольшее количество отмечается в шпинате, ревене, тофу, миндале10. Сбалансированная диета содержит небольшое количество оксалатов2.

Некоторые нерастворимые соединения щавелевой кислоты (оксалат кальция) не удаляются с мочой. При избыточном употреблении продуктов с высоким содержанием щавелевой кислоты повышается риск образования камней в почках7.

3. Фитаты

Фитат — соль фитиновой кислоты, которая вырабатывается растениями во время развития семян. В таком виде запасается большая часть растительного фосфора в зерновых, орехах, семенах и бобовых — около 60–90% от общего содержания микроэлемента. Также фитат служит источником энергии для прорастания семян2.

Считается, что соединение может препятствовать поглощению некоторых минералов, таких как железо, цинк и кальций2. При этом оно обладает антиоксидантной и противоопухолевой активностью11.

4. Танины

Танины — широкий класс полифенольных соединений, которые присутствуют в растительных продуктах и придают вяжущий вкус многим фруктам и напиткам2. Эти соединения обладают высокой химической активностью и способны образовывать комплексы с макромолекулами, такими как углеводы и белки12.

Танины содержатся в какао-бобах, чае, шоколаде, фруктах, орехах, бобовых и зерновых13.

Некоторые врачи и исследователи считают, что эти соединения препятствуют усвоению железа. Совместно употребляемая аскорбиновая кислота компенсирует эти негативные эффекты2. Благодаря своей антиоксидантной активности танины снижают вероятность сердечно-сосудистых болезней, рака и остеопороза12.

5. Гойтрогены

Гойтрогены — соединения, которые встречаются в окружающей среде, лекарственных препаратах и некоторых продуктах питания. Считается, что они могут вызвать проблемы с щитовидной железой, отрицательно влияя на её обменные процессы и выработку гормонов14,15.

Гойтрогены, которые встречаются в растительных продуктах, называют глюкозинолатами. Их можно найти в различных видах капусты, относящихся к роду Brassica. В организме эти вещества преобразуются в тиоцианаты, нитрилы, изотиоцианаты и другие соединения2.

Антинутриенты и НАЖБП: есть ли связь

Диета играет особую роль в развитии жирового гепатоза. Например, установлено, что высококалорийное питание, избыточное потребление насыщенных жиров и фруктозы способствуют набору лишнего веса и связаны с НАЖБП16. А вот с антипитательными веществами не все так однозначно.

Большая часть из них содержится в продуктах растительного происхождения. При этом диетические рекомендации при НАЖБП советуют добавлять в рацион больше овощей и фруктов17. Такое противоречие может вызвать вопрос: стоит ли ограничить или исключить определённые продукты, чтобы уменьшить негативное влияние таких веществ на печень2?

Учёные продолжают дискуссию о безопасности антипитательных соединений. Не всегда удаётся сделать чёткие выводы из-за недостатка клинических исследований. Также необходимо учитывать большое количество переменных: взаимодействие между продуктами питания, способ приготовления пищи, индивидуальные особенности человека2.

Вред

В некоторых экспериментальных моделях лектины растительного происхождения способствовали развитию воспаления печени и окислительного стресса18.

НАЖБП связывают с повышенным риском мочекаменной болезни. Учёные предполагают, что образование камней связано с нарушением обменных процессов на фоне накопления жира в клетках печени (стеатоза), пониженной чувствительности к инсулину и окислительного стресса19.

К похожим выводам пришли учёные из Исследовательского центра производственной среды и человеческого фактора имени Г. В. Лейбница (ifADo) в 2021 году. Они обнаружили, что страдают перегруженные жиром гепатоциты. В них снижается активность фермента, который препятствует чрезмерному превращению глиоксилата в оксалат. В результате концентрация последнего в моче повышается20.

Вероятно, что диета, богатая оксалатами, способствует образованию камней, особенно если функция почек снижена10,21.

Роттердамское исследование 2016 года, объединившее 9419 участников, установило, что снижение функции щитовидной железы связано с повышенным риском НАЖБП22. Диетические гойтрогены могут усугубить проблемы с щитовидной железой, вмешиваясь в действие её гормонов23.

Польза

Японские учёные в 2015 году выяснили, что фитиновая кислота способна предотвращать накопление жира в печени. Исследование проводили на крысах, которые соблюдали диету с повышенным содержанием сахарозы с добавлением антипитательного вещества и без него. Общий уровень жиров и триглицеридов, а также активность печёночных ферментов оказались выше у животных, которые не употребляли фитиновую кислоту24.

Проантацианиды, которые относятся к классу танинов, показали некоторые преимущества при НАЖБП в исследованиях на животных. Вот основные выводы25:

  • проантацианиды обладают антилипогенной активностью, что помогает снизить проявления стеатоза;
  • некоторые соединения выступают в качестве антифибротических агентов, препятствуя образованию соединительной ткани;
  • работают как антиоксиданты, уменьшая воспаление и защищая гепатоциты от окислительного повреждения.

Что в итоге

Одни антипитательные вещества препятствуют накоплению жира в клетках печени и защищают их. Другие, наоборот, усиливают воспаление и окислительный стресс. Некоторые антипитательные соединения действуют не напрямую: нарушают обменные процессы или работу органов, тесно связанных с печенью.

Чтобы разобраться до конца, нужны дальнейшие исследования. А пока основной рекомендацией по-прежнему остаётся сбалансированная и разнообразная диета, которая содержит полезные фитохимические вещества, клетчатку, витамины и минералы2.

Людям с НАЖБП подходит средиземноморский тип питания17. Помимо овощей и фруктов в рацион добавляют рыбу, орехи, оливковое масло26. Жирное красное мясо ограничивают17.

ЖИРОВОЙ ГЕПАТОЗ

Пройдите
тест

Ответы на несколько
простых вопросов помогут
выявить факторы риска
жирового гепатоза

Ответы на несколько
простых вопросов помогут
выявить факторы риска
жирового гепатоза

ПРОЙТИ ТЕСТ
  1. Peluso I. Dietary Antioxidants: Micronutrients and Antinutrients in Physiology and Pathology. Antioxidants (Basel). 2019 Dec 13;8(12):642. doi: 10.3390/antiox8120642.
  2. Petroski W., Minich D. M. Is There Such a Thing as «Anti-Nutrients»? A Narrative Review of Perceived Problematic Plant Compounds. Nutrients. 2020 Sep 24;12(10):2929. doi: 10.3390/nu12102929.
  3. Schlemmer U., Frølich W., Prieto R. M., Grases F. Phytate in foods and significance for humans: food sources, intake, processing, bioavailability, protective role and analysis. Mol Nutr Food Res. 2009 Sep;53 Suppl 2:S330-75. doi: 10.1002/mnfr.200900099.
  4. Carbas B., Machado N., Oppolzer D., Ferreira L., Queiroz M., Brites C., Rosa E. A., Barros A. I. Nutrients, Antinutrients, Phenolic Composition, and Antioxidant Activity of Common Bean Cultivars and their Potential for Food Applications. Antioxidants (Basel). 2020 Feb 23;9(2):186. doi: 10.3390/antiox9020186.
  5. Salim R., Nehvi I. B., Mir R. A., Tyagi A., Ali S., Bhat O. M. A review on anti-nutritional factors: unraveling the natural gateways to human health. Front Nutr. 2023 Aug 31;10:1215873. doi: 10.3389/fnut.2023.1215873.
  6. Cominelli E., Sparvoli F., Lisciani S. et al. Antinutritional factors, nutritional improvement, and future food use of common beans: A perspective. Front Plant Sci. 2022 Aug 23;13:992169. doi: 10.3389/fpls.2022.992169.
  7. Duraiswamy A. , Sneha A. N. M., Jebakani K. S. et al. Genetic manipulation of anti-nutritional factors in major crops for a sustainable diet in future. Front Plant Sci. 2023 Feb 15;13:1070398. doi: 10.3389/fpls.2022.1070398. 
  8. Adamcová A., Laursen K. H., Ballin N. Z. Lectin Activity in Commonly Consumed Plant-Based Foods: Calling for Method Harmonization and Risk Assessment. Foods. 2021 Nov 13;10(11):2796. doi: 10.3390/foods10112796.
  9. Panacer K., Whorwell P. J. Dietary Lectin exclusion: The next big food trend? World J Gastroenterol. 2019 Jun 28;25(24):2973-2976. doi: 10.3748/wjg.v25.i24.2973.
  10. Bargagli M., Tio M. C., Waikar S. S., Ferraro P. M. Dietary Oxalate Intake and Kidney Outcomes. Nutrients. 2020 Sep 2;12(9):2673. doi: 10.3390/nu12092673.
  11. Pires S. M. G., Reis R. S., Cardoso S. M. et al. Phytates as a natural source for health promotion: A critical evaluation of clinical trials. Front Chem. 2023 Apr 14;11:1174109. doi: 10.3389/fchem.2023.1174109.
  12. Szczurek A. Perspectives on Tannins. Biomolecules. 2021 Mar 16;11(3):442. doi: 10.3390/biom11030442.
  13. Smeriglio A., Barreca D., Bellocco E., Trombetta D. Proanthocyanidins and hydrolysable tannins: occurrence, dietary intake and pharmacological effects. Br J Pharmacol. 2017 Jun;174(11):1244-1262. doi: 10.1111/bph.13630.
  14. Gaitan E. Goitrogens. Baillieres Clin Endocrinol Metab. 1988 Aug;2(3):683-702. doi: 10.1016/s0950-351x(88)80060-0.
  15. Babiker A., Alawi A., Al Atawi M., Al Alwan I. The role of micronutrients in thyroid dysfunction. Sudan J Paediatr. 2020;20(1):13-19. doi: 10.24911/SJP.106-1587138942.
  16. Клинические рекомендации EASL–EASD–EASO по диагностике и лечению неалкогольной жировой болезни печени. Journal of Hepatology. 2016; 64: 1388–1402.
  17. Ивашкин В. Т., Маевская М. В., Павлов Ч. С., Тихонов И. Н., Широкова Е. Н., Буеверов А. О., Драпкина О. М., Шульпекова Ю. О., Цуканов В. В., Маммаев С. Н., Маев И. В., Пальгова Л. К. Клинические рекомендации по диагностике и лечению неалкогольной жировой болезни печени Российского общества по изучению печени и Российской гастроэнтерологической ассоциации. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2016;26(2):24-42. 
  18. Wang D., Zhang M., Wang T., Liu T., Guo Y., Granato D. Green tea polyphenols mitigate the plant lectins-induced liver inflammation and immunological reaction in C57BL/6 mice via NLRP3 and Nrf2 signaling pathways. Food Chem Toxicol. 2020 Oct;144:111576. doi: 10.1016/j.fct.2020.111576.
  19. Qin S., Wang S., Wang X., Wang J. Non-alcoholic fatty liver disease and the risk of urolithiasis: A systematic review and meta-analysis. Medicine (Baltimore). 2018 Aug;97(35):e12092. doi: 10.1097/MD.0000000000012092.
  20. Gianmoena K., Gasparoni N., Jashari A. et al. Epigenomic and transcriptional profiling identifies impaired glyoxylate detoxification in NAFLD as a risk factor for hyperoxaluria. Cell Rep. 2021 Aug 24;36(8):109526. doi: 10.1016/j.celrep.2021.109526.
  21. Crivelli J. J., Mitchell T., Knight J. et al. Contribution of Dietary Oxalate and Oxalate Precursors to Urinary Oxalate Excretion. Nutrients. 2020 Dec 28;13(1):62. doi: 10.3390/nu13010062.
  22. Bano A., Chaker L., Plompen E. P. et al. Thyroid Function and the Risk of Nonalcoholic Fatty Liver Disease: The Rotterdam Study. J Clin Endocrinol Metab. 2016 Aug;101(8):3204-11. doi: 10.1210/jc.2016-1300.
  23. Bajaj J. K, Salwan P., Salwan S. Various Possible Toxicants Involved in Thyroid Dysfunction: A Review. J Clin Diagn Res. 2016 Jan;10(1):FE01-3. doi: 10.7860/JCDR/2016/15195.7092. Epub 2016 Jan 1.
  24. Sekita A., Okazaki Y., Katayama T. Dietary phytic acid prevents fatty liver by reducing expression of hepatic lipogenic enzymes and modulates gut microflora in rats fed a high-sucrose diet. Nutrition. 2016 Jun;32(6):720-2. doi: 10.1016/j.nut.2016.01.003.
  25. Palanisamy V., Vijayan N., Vijay V., Vallikannan B., & Kumar Perumal M. (2021). Functional Foods for the Management of Non-Alcoholic Fatty Liver Disease. IntechOpen. doi: 10.5772/intechopen.96317.
  26. Anania C, Perla FM, Olivero F, Pacifico L, Chiesa C. Mediterranean diet and nonalcoholic fatty liver disease. World J Gastroenterol. 2018 May 21;24(19):2083-2094. doi: 10.3748/wjg.v24.i19.2083.
MAT-RU-2400254-1.0-03/2024